Сузи Р.А.: Рецензия на книгу «Разработка и использование электронных учебных изданий»

Публикация «Разработка и использование электронных учебных изданий» А. Ю. Руднева и В. А. Тегина, pubmix.com, 2012 приводит краткий обзор современных тенденций в отрасли массовых информационных технологий, даёт определение дистанционному обучению, рассматривает системы дистанционного обучения и их использование, с опорой на российский ГОСТ раскрывает понятие электронного учебника, его структуру, виды и сферы применения, знакомит с технологическими аспектами электронных учебных изданий, касается систем управления учебным процессов (LMS) с приведением примеров и стандарта SCORM, возможной аппаратной части учебников, даёт рекомендации по эргономике и юзабилити. Материал книги сочетает многолетний опыт авторов с данными из других источников, в том числе, сетевых: блогов, а также Википедии. Книга написана понятным языком, адекватным целевой аудитории читателей соответствующих глав. Многочисленные гиперссылки на дополнительные материалы позволяют читателю получить дополнительную информацию о рассматриваемом предмете.

Книга наполнена оптимизмом по поводу будущего электронных учебников, которые видятся не заменой традиционных пособий и преподавателей, а дополнительным, местами основным, средством поддержки процесса обучения. Авторы рекомендуют по возможности использовать программное обеспечение (ПО) с открытыми исходными кодами и свободные форматы данных, не привязанные к конкретному производителю. И действительно, как показывает разобранный в данной публикации набор ПО, оно покрывает практически все нужды создателей электронных средств обучения. Описанные программные и аппаратные технологии (JavaScript, HTML5, Android, облачные решения и т. д.) действительно завоёвывают сейчас умы и обширные рынки, а предлагаемые удобства, такие как мобильность, кроссплатформенность, повсеместность, требует грамотного подхода к созданию информационных изделий. В этом плане работа хороша тем, что рассматривает широкий спектр технологий, часто в их историческом контексте.

Правильно подмечено, что экономия времени всё чаще принимается во внимание и в образовании. Неудобные инструменты, особенно централизованно навязанные, отнимают время и ресурсы. С другой стороны, подмеченная авторами неразбериха с системами дистанционного образования не даёт образоваться экосистемам авторов-разработчиков, организовать межвузовский обмен информационными пособиями. Хорошим, но малоизвестным в России, образцом такой экосистемы можно считать распространённую в 1990-е годы в образовании на Западе практику использования гиперсред, особенно HyperCard. Эта среда оказалась настолько удобной и понятной, что непрофессиональными программистами было создано огромное количество учебных материалов, которые тиражировались на дискетах и CDROM.

Среди недостатков издания следует отметить несколько поверхностные утверждения о роли искусственного интеллекта, рассуждения о связи представления материала и строения головного мозга человека. Также слишком упрощено описан паттерн MVC (model-view-controller) с распространением его на веб-технологии, однако при этом совершенно правильно отмечена полезность разделения ролей при разработке электронного учебника (автор, дизайнер, программист).

В качестве пожеланий для дальнейшей работы можно отметить следующие направления. Во-первых, было бы неплохо добавить материал, касающийся экосистемных и социальных свойств разрабатываемых систем (и для процессов разработки, и при дистрибуции и использовании). Во-вторых, кажется интересным описание бизнес-моделей, экономической стороны и юридических вопросов (в том числе, об интеллектуальной собственности) в контексте разработки электронных учебников. В-третьих, целесообразно было бы включить описание технологий геоинформационных систем (например, библиотека OpenLayers, соответствующее серверное программное обеспечение), от которого могли бы выиграть не только авторы учебников по гео-дисциплинам, но и историки, археологи, астрономы, биологи, экономисты. В-четвёртых, не помешала бы конкретная информация об управлении проектами по разработке электронных учебных пособий, включающая как вопросы организации управления, риск-менеджмента, так и финансирования и маркетинга, в условиях образовательных институтов и индивидуального предпринимательства. Например, существует обширная литература по программной инженерии, со всевозможными подходами, но руководителю проекта важно из всего множества вариантов осознанно выбрать процесс разработки подходящего калибра, чтобы, с одной стороны, не увеличить накладные расходы на разработку, а с другой — не допустить брака в продукте, оставаясь в пределах установленных сроков.

Книгу можно рекомендовать лицам, принимающим решения о закупках или создании учебных материалов, занимающихся разработкой стратегий развития процесса обучения, а также всем заинтересованным и творчески-настроенным методистам, педагогам, студентам, предпринимателям в области образовательных технологий.


Роман Сузи
разработчик программного обеспечения

Комментариев нет:

Отправить комментарий