П.Ю.Бунаков: Рецензия на книгу авторов А.Ю. Руднева, В.А. Тегина «РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ»

Проблема совершенствования образовательной системы России является достаточно актуальной. Сегодня на самых разных ступенях властной вертикали говорят о необходимости модернизации этой сферы. Не последнюю роль в этом процессе могут сыграть современные информационные технологии, позволяющие устранить ряд пробелов сложившейся системы образования.

Говоря о недостатках традиционной модели образования, можно выделить как минимум два из них:
  • Знания, которые необходимо передать в процессе обучения устаревают раньше, чем обучаемый успевает ими воспользоваться в своей профессиональной деятельности.
  • Традиционный учебник мало того, что является достаточно «медленным» способом трансляции опыта, так и еще и достаточно дорог.
Эти факты отчасти обуславливают то, что в Вузах нередко преподается то, что имеется в наличии, а не то, что в действительности необходимо обучаемым для их будущей профессиональной деятельности.

Применение электронных учебников и основанных на их базе систем передачи знаний (например, систем управления процессом обучения) — действительно достаточно актуальный шаг в этой области. Авторы справедливо отмечают, что «главное отличие электронного учебника в том, что он позволяет автору применять гораздо большее количество выразительных средств и преподносить материал более логично и концентрировано» (стр. 7).

Проблема разработки и использования электронных учебников, а также совместимости с традиционными учебниками актуальна и требует серьезного осмысления. Зачастую под электронным учебником понимается переведенное в машинный вид и слегка доработанное бумажное издание. Это в корне неверно. «Электронный учебник не может быть банальным повторением своего бумажного аналога» (стр. 20).

Рецензируемое издание полезно с той точки зрения, что оно не только поднимает указанные проблемы, но и указывает конкретные пути их решения. Авторы, исходя из собственного опыта, предлагают действенную модель разработки и применения электронных средств обучения. Они подробно рассматривают технологию создания и применения электронных учебников. Важным представляется тот факт, что отдельная глава посвящена психо-физиологическим особенностям применения электронных средств обучения, поскольку «восприятие информации посредством компьютера вообще отличается от всех существующих до этого способов восприятия» (стр. 141). 

Однако следует заметить, что данная глава затрагивает только небольшую часть существующих психо-физиологических проблем и юзабилити, как одного их важных аспектов рассматриваемой темы.

Определенным недостатком рецензируемого издания является тот факт, что в нем не сделан прогноз развития методических и инструментальных решений в области создания электронных учебных изданий, а лишь представлен один из возможных способов. 

Указанные недостатки не снижают ценности книги, они скорее служат рекомендациями авторам при дальнейшей работе в данном направлении. Книга написана понятным и доступным языком, соответствующим нормам литературного языка и общепринятой научной терми­нологии. Она содержит значительное количество иллюстраций и примеров выполнения отдельных элементов электронных учебников. Библиографический список включает в себя 23 позиции.

Книга без сомнения будет интересна преподавателям школ, высших и средних специальных заведений, студентам и учащимся, а также всем специалистам, интересующимся разработкой электронных учебных изданий.

Профессор кафедры информатики
Московского государственного областного
социально-гуманитарного института, д.т.н.
П.Ю.Бунаков

Комментариев нет:

Отправить комментарий