4. Системы управления процессом обучения

К содержанию -->

Тема дистанционного образования активно развивается повсеместно. Как мы уже говорили ранее, это является общемировым трендом, поэтому неудивительно, что разработчикам пришла в голову идея создать единые универсальные платформы для разработки электронных учебных изданий и облегчения иных педагогических процессов. Именно о таких системах управления процессом обучения и пойдет речь в этой части издания.

Система управления обучением — основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Management System - LMS), используется для разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа с распределением ролей пользователей. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной [источник].

Существует ряд LMS, которые осуществляют дистанционное обучение посредством Интернет и других сетей. Таким образом, образовательный процесс может проходить в режиме реального времени, посредством проведения онлайн лекций и семинаров. Системы дистанционного обучения характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в самых разных местах (географически).

В книге «Основы разработки электронных учебных изданий» авторы касаются отечественных программных средств и решений для организации комплексных систем электронного обучения. Среди подобных средств (чтобы не обойти их вниманием) они выделяют: ОРОКС, ПРОМЕТЕЙ, xDSL, другие. Возможно, они покажутся Вам интересными, поэтому их изучение мы оставляем на Ваше усмотрение. Некоторую дополнительную информацию Вы можете получить в упомянутой книге.

Являясь сторонниками свободных и универсальных решений, мы скорее разделяем точку зрения к.т.н, доцента А. Казанцева, опубликовавшего статью, посвященную дистанционному образованию в журнале Linux Format (Скачать статью в формате PDF).

Автор статьи рассматривает несколько свободных LMS с открытым исходным кодом, представляющих большое количество возможностей для всех сторон процесса обучения и призывает не придумывать «велосипеды», тем более что рассматриваемые им системы, о которых мы поговорим далее, вполне отвечают всем необходимым требованиям: они достаточно просты в установке и эксплуатации, вместили опыт множества специалистов со всего мира — в общем, зачастую это именно то, что нужно.

Первой рассмотрим LMS Moodle.

Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда — свободная система управления обучением. Система ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Сайт проекта. [На основе].

Рис. 38. Стартовая страница Moodle.org

Moodle работает на основе традиционной клиент - серверной модели. Администратор, преподаватель или группа преподавателей размещают на сервере материал, с которым учащиеся работают со своих домашних (или учебных) ПК, подключенных к сети Интернет.

Система Moodle переведена на десятки языков, в том числе на русский, и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 стран мира.

Систему не зря назвали модульной. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать также следующие (и иные) типы дополнений:
  • Различные элементы курса.
  • Отчеты администратора.
  • Различные типы заданий.
  • Плагины аутентификации.
  • Различные блоки.
  • Форматы курсов.
  • Отчеты по курсам.
  • Плагины подписки на курсы.
  • Фильтры.
  • Отчеты по оценкам.
  • Возможности экспорта оценок.
  • Возможности импорта оценок.
  • Портфолио.
  • Различные типы вопросов в тестах.
  • Возможность импорта/экспорта тестов.
  • Отчеты по тестам.
  • Хранилища файлов.
  • Типы ресурсов.
  • Плагины поиска.
  • Другие.
Александр Казанцев справедливо отмечает, что, несмотря на всю свою функциональность, универсальность и масштабность применения, LMS Moodle обладает одним недостатком: система достаточно сложна в освоении (это особенно касается создателей учебных курсов) и новичку будет сразу тяжело начать производить полноценные обучающие материалы. Считаем данную позицию объективной.

Однако при этом важно отметить, что система Moodle снабжена достаточно подробной документацией и в сети можно найти примеры ее применения и внедрения.

Вот лишь некоторые из полезных ссылок:
Рис. 39. Создание лекции в LMS Moodle

На базе Moodle можно построить портал для дистанционного обучения ВУЗа или даже нескольких учебных заведений. Благодаря наличию в системе самых разнообразных ролей легко достигается разделение функционала между преподавателями, учениками, администраторами и другими заинтересованными лицами.

Рис. 40. Стартовая страница обучающего портала на базе LMS Moodle

Рис. 41. Режим просмотра лекции в обучающем портале на базе LMS Moodle

Особенно важен для Moodle тот факт, что система поддерживает стандарт SCORM, о котором обязательно необходимо сказать несколько слов в рамках книги об электронном образовании.

Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML [источник].

Если Вы заботитесь о стандартизации Ваших решений, обязательно ознакомьтесь с информацией на странице и особенно пройдите по представленным там ссылкам на дополнительные материалы. Создавая SCORM - совместимые учебные продукты, Вы всегда сможете встроить их в значительное большее количество учебных систем, причем достаточно просто.

Не помешает поддержка SCORM и при создании локальных версий учебных изданий, запускаемых на машине клиента и переносимых при помощи флеш-накопителей или компакт-дисков. Как мы уже говорили ранее, предпочтительнее строить учебники на базе XML. А еще предпочтительнее на базе SCORM, тогда они получаются поистине универсальными.

Еще одна свободная система LMS, о которой хотелось бы сказать несколько слов имеет немецкие корни и называется ILIAS (скриншот главной страницы ее сайта представлена на рис. 42).

Рис. 42. Главная страница сайта ILIAS LMS

ILIAS является свободной платформой обучения, что позволяет создавать методические и учебные материалы для электронного образования, а также организовывать связи и выстраивать взаимодействие между учителями и учащимися, осуществлять тестирование и оценку знаний последних. Система может включать внешние образовательные модули для более полной поддержки педагогических запросов и выполнения образовательных задач.

ILIAS — свободная система управления обучением (LMS) и поддержки учебного процесса, базирующаяся на Apache, PHP, MySQL, XML. Отвечает стандарту SCORM, официальная поддержка SCORM v1.2; v2004 RD3. Что особенно важно для наших соотечественников, система поддерживает русский язык.

Среди скорее негативных моментов системы можно отметить скудное количество информации о ней в сети Интернет (особенно на русском), а поэтому для ее внедрения придется потратить некоторое и довольно значительное количество времени. Данный недостаток вполне компенсируется наличием неплохой документации на сайте самого проекта  (правда, на английском).

Ответы на вопросы и помощь по системе можно также найти на тематических форумах. На их страницах  представлено множество полезной информации для освоения системы (при этом необходимо знать немецкий или английский языки).

На сайте ILIAS имеется демонстрационный режим работы с системой (рис. 43), предоставляющий Вам возможность ознакомиться с ее «боевой» версией как в роли преподавателя, так и в роли учащегося. Система поддерживает аудио и видео лекции, а также обычные текстовые материалы. В ILIAS встроены коммуникационные возможности (почтовые ящики, форумы, комментарии и пр.), позволяющие обмениваться мнениями участникам учебного процесса.

Рис.43. Демонстрационный режим ILIAS

Система поддерживает тесты. Демонстрационный вариант одного из них представлен на рисунке 44.

Рис. 44. Тест в ILIAS

Информацию об основных особенностях ILIAS можно посмотреть на странице (на английском).

Система достаточно проста в установке (субъективно проще, чем Moodle). На рисунке 45 представлена начальная проверка наличия всех необходимых серверных компонентов. В процессе установки достаточно заполнять необходимые поля и отвечать на вопросы и система будет успешно установлена.

Рис. 45. Начальная стадия установки ILIAS

В процессе установки Вы сможете выбрать язык системы, в том числе русский (см. рисунок 46). К сожалению, несмотря на поддержку русского языка, она является неполной и часть функций остаются не переведенными (представлены на английском).

Рис. 46. Выбор языка системы в процессе установки

После успешной установки вы получаете административные права на управление всей системой, учебными курсами, правами других пользователей. Мы бы не рекомендовали работать из-под главной учетной записи. Для создания курсов Вы можете зарегистрировать учетную запись преподавателя и управлять учебным процессом из под нее.

Другим пользователям, зашедшим на страницу учебного портала на базе ILIAS, будет предложено пройти процесс несложной регистрации, после чего пользователь получит гостевые права и сможет выполнять минимальный набор действий, разрешенных гостю (права определяет администратор системы). Рабочее место пользователя представлено на рисунке 47.

Рис. 47. Рабочее место пользователя в LMS ILIAS

Обладая правами администратора учебного процесса, Вы сможете создавать учебные материалы. Как уже упоминалось ранее, Ваш лекционный материал может содержать аудио, видео, текстовые и прочие виды контента. Полный список доступных категорий материала представлен на рисунке 48 справа.

Рис. 48. Категории учебного материала (справа)

На рисунке 49 представлен снимок экрана, как его увидит обучаемый в электронной системе ILIAS.

Рис. 49. Текстовая лекция в режиме доступа обучаемого

К сожалению, ILIAS (как и Moodle) не отличается быстротой вхождения, то есть система еще не столь интуитивно понятна, как хотелось бы. Безусловно, она обладает красивым интерфейсом, поддерживает большое количество возможностей, но разобраться в ней сходу не так то просто как учащемуся, так и преподавателю. Пользователю для работы необходимо постигать некоторый опыт взаимодействия, то есть учиться работать с ней, либо дорабатывать ее (адаптировать и упрощать) под собственные нужды.

Аналогичная ситуация (с возможными сложностями освоения и адаптации) характерна для еще одной свободной и получившей достаточно широкое распространение системы LMS — ATutor (рис.50).

Рис. 50. Скриншот стартовой страницы LMS ATutor

Мы не будем подробно рассматривать систему, отметим лишь, что она также является достаточно популярной и при желании и необходимости Вы достаточно просто сможете найти дополнительную информацию о ней в сети Интернет.

Далее мы представим ссылки на иные LMS, не разбирая их досконально, но делая необходимые замечания по ходу повествования. Выбор системы управления процессом обучения может быть весьма специфичным, сопряженным с необходимостью учета ряда факторов, характерных для конкретного проекта внедрения.

Среди свободных LMS, получивших достаточно широкое распространение (помимо перечисленных ранее) можно отметить следующие:

Chamilo - система управления обучением с открытым исходным кодом. Ее функциональность направлена на улучшение доступа к образованию и знаниям во всем мире. Chamilo в настоящее время пользуются более чем 250 000 студентов и имеет хорошую репутацию в образовательной среде.

DoceboLMS - программное обеспечение с открытым исходным кодом для электронного обучения, которое выпускается под лицензией GPL. Сегодня благодаря мульти-модельному дидактическому подходу программа является одной из наиболее часто используемых платформ с открытым исходным кодом на международном уровне; возможность персонализации дидактической модели к потребностям клиента делает DoceboLMS комплексной и гибкой. Платформа может быть настроена для работы в различных средах, использующих различные дидактические модели.

Dokeos - программное обеспечение с открытым исходным кодом для обучения, которое используют международные компании, федеральные управления и университеты. ПО Dokeos совместимо со стандартом SCORM. Dokeos работает в соответствии с моделью, основанной на открытом коде для развития сетевых сообществ, профессионального консалтинга, сервисов обеспечения качества услуг, а также сервисов подписки для поддержки клиентов. Основной ресурс - на английском.

Open Elms - это проект, деятельность которого направлена на организацию и внедрение системы дистанционного обучения с открытым исходным кодом для использования в коммерческих и образовательных организациях. Open Elms является как комплексной, так и принципиально легкой в использовании системой. Основной ресурс - на английском.

В сети Интернет можно найти обзоры и иных систем. К примеру, достаточно обширный список представлен по адресу. На странице даны ссылки, как на свободные, так и коммерческие продукты. Надеемся, что данная информация поможет сделать осознанный выбор.

Некоторую дополнительную информацию по вопросам разработки и применения систем управления процессом обучения, так сказать, из первых уст, можно получить по ссылке. Автор сайта www.sdelaysite.com Андрей Морковин является разработчиком собственной образовательной системы и делится в своих публикациях полезным опытом.

Далее хотелось бы обсудить возможность использования не специализированных решений типа LMS, а более универсальных систем управления содержимым (CMS), в качестве обучающих порталов, потому как у такого решения имеется значительное количество преимуществ и мы являемся скорее сторонниками такого подхода.

Система управления содержимым (контентом/кмс) (англ. Content management system, CMS) — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом (то есть содержимым). Главной целью такой системы является возможность собирать в единое целое и объединять на основе ролей и задач разнотипные источники знаний и информации, доступные как внутри организации, так и за ее пределами, а также возможность обеспечения взаимодействия сотрудников, рабочих групп и проектов с созданными ими базами знаний, информацией и данными так, чтобы их легко можно было найти, извлечь и повторно использовать привычным для пользователя образом [источник].

На рынке представлено огромное количество систем управления контентом, как специализированных (предлагающих выполнять узкие задачи), так и универсальных, содержащих целый арсенал средств и предлагающих одновременно достаточно широкие возможности и гибкость адаптации к всевозможным запросам пользователей.

Имеются как коммерческие решения, так и свободные, получившие широкое распространение и признательность у большого числа пользователей. Огромное количество сайтов в сети строится с применением той или иной CMS. Понимая, что LMS является специализированным сайтом, относительно не сложно (для профессионала) приспособить ту или иную CMS на роль системы управления образовательным процессом.

Узнать о различных системах управления контентом можно, к примеру, на сайте, одной из задач которого является построение рейтингов популярности тех или иных систем управления содержимым с удобной разбивкой по категориям этих продуктов. Если читателю интересна наша субъективная точка зрения, то мы предпочитаем использовать свободные CMS, среди которых особенное место занимают CMS Drupal и CMS Textpattern, пленившие нас своей гибкостью, а также большим количеством возможностей. После адаптации данные решения прекрасно впишутся в любую систему дистанционного образования.

Решение об использовании той или иной LMS или CMS, самостоятельной разработке собственной образовательной системы, как это сделал уже упомянутый ранее Андрей Морковин, или использование комбинаций этих решений зависит от конкретных задач и ожиданий от системы. Главное: обращайте внимание на возможности дальнейшего масштабирования системы, ее безопасность, а также на следование стандартам, значительно расширяющим горизонты ее применения.

К содержанию -->

4 комментария:

  1. Крайне полезная глава. Правда из приведённого выше в своей работе я ещё ничего не использовал. На данный момент ограничился только наспех сделанной wiki (учебный материал + журнал). Да и то в инициативном порядке :(

    ОтветитьУдалить
  2. Попробовал Moodle и Ilias.
    Moodle - всё вышесказанное верно: сложен в установке, начать работу тяжело, стартовый вид почти чёрно-белый. Помимо "набивки" материалом необходимо оформлять саму среду. Важный отрицательный момент - не получилось экспортировать учебные наработки кроме как для другой установки Moodle.
    Ilias - всё вышесказанное верно, но с оговорками. Ставится очень просто, но действительно есть непереведённые моменты. Однако их можно исправить самостоятельно. "Набивка" материалом - очень простая, потратите 10 минут на осознание интерфейса - и всё. Встраиваемые тесты - очень хорошая вещь. Можно сразу в конце лекции сделать несколько закрепляющих вопросов, а отдельным блоком - полностью автоматический модуль тестирования с подведением результатов и выставлением оценки. Не нужно делать оформление, оно уже есть, причём достаточно аккуратное и не мешающее.
    В итоге - выбран Ilias.

    ОтветитьУдалить
  3. Денис, спасибо за ценные комментарии

    ОтветитьУдалить
  4. Тоже выбрали ILIAS. Основные претензии к MOODLE: - устаревшая архитектура кода, невозможность выгрузить созданные курсы в SCORM, как следствие невозможно переехать на другую LMS или вообще отдать контент например в мобильное приложение. Это только по крупному.

    ОтветитьУдалить