2. Понятие "электронный учебник". Разновидности и сферы их применения

К содержанию -->

Очевидно, что основой новой системы современного дистанционного образования станет электронный учебник, то есть некая совокупность программных средств и решений для передачи, хранения, обновления, использования, контроля усвоения и пр. знаний в процессе обучения. Важно отметить, что современный учебник должен быть оснащен, как средствами прямой (преподаватель (автор) → ученик), так и обратной связи (ученик → преподаватель), а также, возможно и множественной социальной (ученик → ученики и преподаватели) связи.

Сегодня специалисты данного направления, как правило, оперируют понятиями электронное учебное издание (ЭУИ), электронный учебник (ЭУ) или электронное учебное пособие (ЭУП), которые являются устоявшимися и общепризнанными (хотя справедливости ради необходимо отметить, что и здесь есть различные вариации в используемой терминологии).

Основным документом, регламентирующим издание электронных учебников является Межгосударственный стандарт. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. ГОСТ 7.83-2001, который устанавливает основные виды электронных изданий, а также состав и место расположения выходных сведений в электронных изданиях. Документ в первую очередь предназначен для производителей электронных изданий. Этот ГОСТ представляет собой небольшой документ, призванный скорее упорядочить электронные издания с точки зрения их библиотечной и каталожной классификации, нежели помочь разработчикам определиться с технологическими и прочими нюансами их производства. В принципе, в его рамках последнего сделать и невозможно.

Для начала представим некоторые общие определения, которыми мы будем оперировать в рамках настоящего издания.

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания [источник].

Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Допускается создание учебника по отдельному курсу (части учебной дисциплины) при условии, что этот курс входит самостоятельной дидактической единицей в примерный учебный план и для него разрабатывается учебная программа.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания [источник].

Учебное пособие, как правило, рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) рекомендованной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

Когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, сначала организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.

Электронное учебное издание - издание, созданное на достаточно высоком научно - методическом и техническом уровне, представляющее собой электронную запись учебной (обучающей) информации на магнитные (оптические) носители или размещенную в сетях ЭВМ (локальных, региональных, глобальных).

Электронные учебные издания могут иметь печатную копию и в зависимости от полноты представления учебного материала дисциплины, как и их печатные собратья, подразделяются на электронные учебники и электронные учебные пособия.

Электронный учебник - основное учебное электронное издание по образовательной дисциплине, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта специальности.

Электронное учебное пособие - учебное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном ВУЗом порядке.

Распространенным является взгляд на ЭУИ, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника, лабораторного практикума и пр. ЭУИ не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений. Этот “электронный лектор” призван не только сохранить все достоинства обычной книги (учебного пособия), но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям могут относиться:
  • представление физических, химических и иных процессов в динамике, наглядное представление моделей объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире и в космосе; процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.);
  • компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление;
  • аудиокомментарий автора учебника, включение в учебный материал аудио и видеосюжетов, анимации;
  • организация контекстных подсказок, ссылок;
  • отлаженная система моментальной навигации (гипертекст);
  • быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в заданном (цифровом или графическом) виде;
  • оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.
Помимо уже перечисленного, современное электронное учебное издание может обладать функциями инструмента обмена опытом (прямые, обратные и социальные связи, о которых мы говорили ранее), интегрированными элементами искусственного интеллекта, возможностями контроля усвоения материала и создания индивидуализированного плана обучения для каждого студента и пр. (можно, к примеру, организовать систему получения дополнительных факультативных знаний по запросу для лучшего усвоения изучаемого материала).

Важно отметить, что в учебной среде электронный учебник чаще всего воспринимается как простое переложение содержания традиционных учебных материалов на «компьютерные рельсы», снабженное банком вопросов и заранее заложенных ответов на них. Такое представление является упрощенным, неточным и не дающим полного представления о рассматриваемом явлении. Оно связано с недооценкой потенциальных возможностей воздействия компьютерных средств обучения на когнитивную сферу обучающихся.

Существуют различные мнения о целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе. Диапазон этих суждений простирается от чрезмерного превознесения роли таких технологий до их полного отрицания. Различие мнений вызвано тем, что каждый из высказывающихся имеет ограниченный субъективный опыт в этой достаточно новой области знания. Объективная оценка целесообразности применения современных технологий в учебном процессе может быть получена лишь на основе анализа достаточного объема существенной информации по данной теме.

Отметим, что применение информационных технологий в сфере обучения действительно может привнести дополнительный инновационный элемент, который позитивно повлияет на процесс усвоения новых знаний обучаемыми и вывести его на качественно более высокий уровень.

К содержанию -->

Комментариев нет:

Отправить комментарий